Цель проекта:
Создание организационно-методической системы развития
эмоционального интеллекта ребенка в ДОУ как условия обеспечения высокого качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС, потребностями государства, общества и
родителей.
Задачи инновационного образовательного проекта:
- Развитие творческой активности детей в
экспериментально-исследовательской и конструкторской деятельности, формирование интереса к инженерно - техническим и информационным технологиям на основе развития эмоционального интеллекта. -
Развитие способности ребенка к осознанию и выражению эмоций как условие стимулирования креативности в познавательной деятельности и повышения открытости к восприятию информации в современном
цифровом пространстве - Развитие зрелости и эффективности эмоциональных реакций, сформированности доверия к себе и к миру, повышение самооценки и результативности социализации выпускников ДОУ. -
Обучение ребенка осознанию и использованию своих эмоций как ресурса для эффективного познания, мышления и принятия решений в инновационной предметно-пространственной среде ДОУ.
Основные идеи инновационного образовательного проекта:
На основе создания организационно-методической системы
развития эмоционального интеллекта ребенка в ДОУ разработать: 1. Модель развития эмоционального интеллекта ребенка в современном ДОУ: концепция социально-эмоционального развития ребенка на основе
развития эмоционального интеллекта, описание трех групп компетенций, характеризующих высокий уровень эмоционального интеллекта ребенка, педагога и родителей, структура инновационной ППРС,
обеспечивающей исследовательский характер поведения ребенка, компоненты методического обеспечения профессиональной деятельности воспитателя ДОУ. 2. Комплект программ и методического разработок по
обеспечению социально-эмоционального развития ребенка в инновационной предметно-пространственной развивающей среде ДОУ. 3. Комплект методических разработок по использованию приемов и форм
развития творческой активности ребенка в различных видах деятельности (игровая деятельность, экспериментальная работа, конструирование, шахматы и робототехника). 4. Портфолио индивидуальных и
групповых результатов творческой активности ребенка на основе развития эмоционального интеллекта (цели, структура, методика оформления и приемы рефлексии результативности). 5. Комплект
диагностических материалов по оценке динамики развития эмоционального интеллекта детей.
Основание выбора тематики:
Сегодня успешность человека в обществе определяется не
только уровнем его интеллектуального развития, но и зрелостью и качеством сформированности его эмоциональной сферы. Среди навыков 21 века, определяющих потенциал социальной успешности личности,
на первый план выходят взаимосвязанные креативность и эмоциональный интеллект. Недостаточная развитость эмоционального интеллекта сдерживает творческую активность человека, затрудняет успешность
его социальной самореализации и межличностного взаимодействия в группе, команде, учебном и производственном коллективе. При этом в современных научных исследованиях отмечается, что с каждым годом
появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере (Д.И. Фельдштейн, 2012). Поэтому актуальной становится создание в ДОУ системы работы по развитию эмоционального
интеллекта ребенка. Это подтверждается положениями современного стандарта дошкольного образования о приоритетности деятельности по охране и укреплению физического и психического здоровья детей,
их эмоционального благополучия. Выбор темы исследования предполагает интегративный характер решения комплекса задач развития эмоционального комфорта ребенка, успешной социализации в рамках группы
сверстников и взрослых и творческой самореализации в комплексе образовательных областей: - образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; - образовательной области «Познавательное
развитие» - образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Период реализации инновационного образовательного проекта:
Старт 2021
год. Срок реализации проекта (лет) 3
Новизна, инновационность предлагаемых решений:
Инновационность проекта заключается в создании
практикоориентированной организационно-методической системы развития эмоционального интеллекта ребенка в ДОУ на основе современных методологических подходов к понятию «эмоциональный интеллект».
Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также
способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Для раскрытия всех возможностей эмоциональной сферы ребенку необходимо пройти через 5 этапов
дошкольного образовательного процесса: - осознанность; - мотивация; - самооценка; - интеллект; - самореализация. Каждый этап позволяет освоить модели восприятия, осознания и взаимодействия с
действительностью: «я чувствую», «я хочу», «я могу», «я знаю», «я делаю» соответственно. Этот вид интеллекта в философии эффективности и развития Стивена Кови отвечает за успешность человека. В
качестве методологических оснований инновационной деятельности будут использованы положения программы SEL (social emotional learning) – социально-эмоционального обучения. Обеспечение позитивного
развития ребенка отличается от ранее доминирующих целей редукции факторов риска, опирающихся на жизнестойкость и преодолении трудных ситуаций развития. Позитивное развитие воспитанников ДОУ с
помощью программы SEL нацелено на формирование навыков целостной личности ребенка, культивируя его активность, формирование позитивных установок и ценностей в процессе преодоления проблем. Таким
образом, инновационный характер работы можно сформулировать в формуле: Эмоциональный интеллект + Исследовательская задача = Результативное творчество Вариативное пространство творческой
активности ребенка предполагает дополнительное создание в предметно-пространственной развивающей среде ДОУ: - уголок развития познавательной деятельности (головоломки, шахматы и др); - уголок
исследовательской деятельности (эксперименты с предметами и явлениями окружающего мира); - уголок конструкторской деятельности (алгоритмика Учебная система бестекстового программирования ПиктоМир
и робототехника). В качестве учебно-методического обеспечения работы по социально-эмоциональному развитию воспитанников ДОУ планируется использования в качестве парциальных программ: Программы
«Социально-коммуникативного развития» Т.И. Бабаевой, Е.А. Березиной, Т.Г. Гусаровой, В.А.Деркунской, Л.С. Римашевской, А.А. Крулехт, М.В.Крулехт, В.А. Новицкой Социально-коммуникативное развитие
(Методический комплект программы «Детство»: Учебно-методическое пособие. СПб.: ООО «Издательство «Детство –Пресс»,2016). Новизна проекта заключается в расширении пространства развития
эмоционального интеллекта ребенка за счет моделирования инновационных характеристик предметно-пространственной среды ДОУ: дополненная и виртуальная реальность, робототехника, интеллектуальные
головоломки, экспериментариум, сенсорная комната и др. Эта деятельность обусловлена потребностями модернизации общего образования, сформулированным в Методических рекомендациях по распространению
передовых практик реализации общеобразовательных программ интеллектуальной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся, в том числе «Робототехника», «Программирование»,
«Инженерная графика» и другие.
Область практического использования и применения результатов инновационного образовательного проекта:
Результаты инновационной деятельности будут востребованы
в профессиональной деятельности дошкольных образовательных организаций, в процессе повышения квалификации воспитателей ДОУ и в системе работы с семьей и родителями.
Цель проекта:
Создание организационно-методической системы развития
эмоционального интеллекта ребенка в ДОУ как условия обеспечения высокого качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС, потребностями государства, общества и
родителей.
Задачи инновационного образовательного проекта:
- Развитие творческой активности детей в
экспериментально-исследовательской и конструкторской деятельности, формирование интереса к инженерно - техническим и информационным технологиям на основе развития эмоционального интеллекта. -
Развитие способности ребенка к осознанию и выражению эмоций как условие стимулирования креативности в познавательной деятельности и повышения открытости к восприятию информации в современном
цифровом пространстве - Развитие зрелости и эффективности эмоциональных реакций, сформированности доверия к себе и к миру, повышение самооценки и результативности социализации выпускников ДОУ. -
Обучение ребенка осознанию и использованию своих эмоций как ресурса для эффективного познания, мышления и принятия решений в инновационной предметно-пространственной среде ДОУ.
Основные идеи инновационного образовательного проекта:
На основе создания организационно-методической системы
развития эмоционального интеллекта ребенка в ДОУ разработать: 1. Модель развития эмоционального интеллекта ребенка в современном ДОУ: концепция социально-эмоционального развития ребенка на основе
развития эмоционального интеллекта, описание трех групп компетенций, характеризующих высокий уровень эмоционального интеллекта ребенка, педагога и родителей, структура инновационной ППРС,
обеспечивающей исследовательский характер поведения ребенка, компоненты методического обеспечения профессиональной деятельности воспитателя ДОУ. 2. Комплект программ и методического разработок по
обеспечению социально-эмоционального развития ребенка в инновационной предметно-пространственной развивающей среде ДОУ. 3. Комплект методических разработок по использованию приемов и форм
развития творческой активности ребенка в различных видах деятельности (игровая деятельность, экспериментальная работа, конструирование, шахматы и робототехника). 4. Портфолио индивидуальных и
групповых результатов творческой активности ребенка на основе развития эмоционального интеллекта (цели, структура, методика оформления и приемы рефлексии результативности). 5. Комплект
диагностических материалов по оценке динамики развития эмоционального интеллекта детей.
Основание выбора тематики:
Сегодня успешность человека в обществе определяется не
только уровнем его интеллектуального развития, но и зрелостью и качеством сформированности его эмоциональной сферы. Среди навыков 21 века, определяющих потенциал социальной успешности личности,
на первый план выходят взаимосвязанные креативность и эмоциональный интеллект. Недостаточная развитость эмоционального интеллекта сдерживает творческую активность человека, затрудняет успешность
его социальной самореализации и межличностного взаимодействия в группе, команде, учебном и производственном коллективе. При этом в современных научных исследованиях отмечается, что с каждым годом
появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере (Д.И. Фельдштейн, 2012). Поэтому актуальной становится создание в ДОУ системы работы по развитию эмоционального
интеллекта ребенка. Это подтверждается положениями современного стандарта дошкольного образования о приоритетности деятельности по охране и укреплению физического и психического здоровья детей,
их эмоционального благополучия. Выбор темы исследования предполагает интегративный характер решения комплекса задач развития эмоционального комфорта ребенка, успешной социализации в рамках группы
сверстников и взрослых и творческой самореализации в комплексе образовательных областей: - образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; - образовательной области «Познавательное
развитие» - образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Период реализации инновационного образовательного проекта:
Старт 2021
год. Срок реализации проекта (лет) 3
Новизна, инновационность предлагаемых решений:
Инновационность проекта заключается в создании
практикоориентированной организационно-методической системы развития эмоционального интеллекта ребенка в ДОУ на основе современных методологических подходов к понятию «эмоциональный интеллект».
Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также
способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Для раскрытия всех возможностей эмоциональной сферы ребенку необходимо пройти через 5 этапов
дошкольного образовательного процесса: - осознанность; - мотивация; - самооценка; - интеллект; - самореализация. Каждый этап позволяет освоить модели восприятия, осознания и взаимодействия с
действительностью: «я чувствую», «я хочу», «я могу», «я знаю», «я делаю» соответственно. Этот вид интеллекта в философии эффективности и развития Стивена Кови отвечает за успешность человека. В
качестве методологических оснований инновационной деятельности будут использованы положения программы SEL (social emotional learning) – социально-эмоционального обучения. Обеспечение позитивного
развития ребенка отличается от ранее доминирующих целей редукции факторов риска, опирающихся на жизнестойкость и преодолении трудных ситуаций развития. Позитивное развитие воспитанников ДОУ с
помощью программы SEL нацелено на формирование навыков целостной личности ребенка, культивируя его активность, формирование позитивных установок и ценностей в процессе преодоления проблем. Таким
образом, инновационный характер работы можно сформулировать в формуле: Эмоциональный интеллект + Исследовательская задача = Результативное творчество Вариативное пространство творческой
активности ребенка предполагает дополнительное создание в предметно-пространственной развивающей среде ДОУ: - уголок развития познавательной деятельности (головоломки, шахматы и др); - уголок
исследовательской деятельности (эксперименты с предметами и явлениями окружающего мира); - уголок конструкторской деятельности (алгоритмика Учебная система бестекстового программирования ПиктоМир
и робототехника). В качестве учебно-методического обеспечения работы по социально-эмоциональному развитию воспитанников ДОУ планируется использования в качестве парциальных программ: Программы
«Социально-коммуникативного развития» Т.И. Бабаевой, Е.А. Березиной, Т.Г. Гусаровой, В.А.Деркунской, Л.С. Римашевской, А.А. Крулехт, М.В.Крулехт, В.А. Новицкой Социально-коммуникативное развитие
(Методический комплект программы «Детство»: Учебно-методическое пособие. СПб.: ООО «Издательство «Детство –Пресс»,2016). Новизна проекта заключается в расширении пространства развития
эмоционального интеллекта ребенка за счет моделирования инновационных характеристик предметно-пространственной среды ДОУ: дополненная и виртуальная реальность, робототехника, интеллектуальные
головоломки, экспериментариум, сенсорная комната и др. Эта деятельность обусловлена потребностями модернизации общего образования, сформулированным в Методических рекомендациях по распространению
передовых практик реализации общеобразовательных программ интеллектуальной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся, в том числе «Робототехника», «Программирование»,
«Инженерная графика» и другие.
Область практического использования и применения результатов инновационного образовательного проекта:
Результаты инновационной деятельности будут востребованы
в профессиональной деятельности дошкольных образовательных организаций, в процессе повышения квалификации воспитателей ДОУ и в системе работы с семьей и родителями.